МУЖСКОЕ И ЖЕНСКОЕ: ПРИКЛЮЧЕНИЯ ЭНЕРГИЙ

Как психотерапевт, который занимается символдрамой, всегда интересовалась значениями символов. Символ - это подсказка, которая помогает распутать нить сновидения или понять более глубокий смысл сказанного, прочитанного, увиденного…

Размышляя о мужском и женском в символическом и культурном понимании, наткнулась на то, что однозначно женских нерукотворных символов достаточно много – земля («мать сыра земля»), вода в любом ее проявлении: от источника, ручейка как символа материнского молока и до околоплодных вод; пещера -утроба; луна, как символ женской интуиции.

Есть символы, которые можно отнести и к мужским и к женским: солнце – родительский символ, может означать материнское и отцовское тепло; гора – в зависимости от ее формы может быть мужской (фаллическая форма) и женской (похожей на женскую грудь); дерево – есть мужские и женские деревья (например, дуб и береза). Даже такой символ как свет относится как к женской символике – он является одним из аспектов Великой Матери (свет и тьма), так и к мужскому небесному проявлению Ян.

Однозначно мужских нерукотворных символов найти значительно труднее. К таким символам можно отнести огонь и молнию. Огонь как символ божественной сущности и источник жизни, символ праведности и схождения Святого Духа. В качестве мужской, активной и невещественной стихии огонь противопоставляется воде и земле и сближается с воздухом в способности символизировать духовные и божественные явления. Молния символизирует собой власть, мощь и силу Бога, она способная бить и наказывать непослушное дитя, т.е. человека. Таким образом, огонь и молния восходят к представлению о Боге как об Отце и имеет отношение к мужскому миру.

Если обратиться к религиозной символике женского и мужского, то в христианстве к мужскому относится Бог-отец, Бог-сын и святой Дух. Отдельно от них отстоит и почитается Дева Мария – Божья Матерь. Разное отношение к Богоматери можно наблюдать в православной и католической вере. Католики больше чтут и поклоняются Деве Марии, чем православные. Вспомните, когда у православных что-то случается, они восклицают: «Господи, Иисусе!» или «Боже мой!», католики же воскликнут «Матка Бозка!». Дева Мария объединяет в себе все женское, земное, материальное. А католические соборы имеют остроугольную форму куполов, как стремление человека к Богу, к небесному, непостижимому.

А теперь вспомните православные храмы. Их купола, как золотая сверкающая капля, падающая с небес, как символ энергии, идущей от Бога к человеку, от неба к земле, от духовного к материальному.

В христианской религии мужское – это духовное начало, женское – материальное. Непорочное зачатие – это Дух, оплодотворяющий материю. Таким образом, в христианстве мужское – небесное, духовное, а женское – земное, материальное.

Интересно, что в переводе с древне-еврейского языка Дух Божий – это Руах, женское божественное начало. А в русском языке «дух» мужского рода, тогда как на иврите – женского. В иудаизме божественное присутствие называется Шехина (буквально означает «остановка» или «обитание»; имеется в виду Пребывание Господне в мире). Шехина - это женский аспект Бога, благодаря которой возможно непосредственное общение человека с Богом. Она - проявление Бога в материальном мире, особенно в образе света, «как солнце светит всему миру, так и Шехина». Издавна ассоциируется с Луной - ключевым женским символом в иудейской традиции.

В китайской мифологии небо и земля предстают как отец и мать всех людей: при этом небо породило мужчин, а земля — женщин (откуда впоследствии произошла идея о двух началах природы и представление о том, что женщина должна быть подвластна мужчине, как земля небу). Примечательно, что в греческой этимологии слово «антропос» («человек», «мужчина») возводится к выражению «тот, кто смотрит вверх», т.е.в небо.

Известно, что в восточных религиях существует равный союз Бога мужчины и Бога женщины. Например, Кришна и Кали или Шива и Шакти, которые образуют божественное целое. Дипак Чопра пишет : «Шива – это безмолвие. Шакти – это энергия. Шива – это способность к созиданию. Шакти – это созидание. Шива – это любовь. Шакти – это выражение любви.»

Существует еще одна парадигма: мужчина – это Дух, женщина – Душа, а результат их союза ребенок – тело. Вспомните классическую литературу и обращение к женщине: «Душа мая!» или «Душенька!». В этих словах отражено то, что ищет мужчина в женщине – эмоциональность, чувственность. Не зря говорят, что через сексуальную любовь к женщине мужчина познает душу и мир души, а женщина через любовь к мужчине познает мир духа и пространство воли. Женщина – это муза, вдохновительница, которая побуждает мужчину творить в материальном мире, будь то сонеты, стихи или дворцы. Когда женщина предстает в образе души, она оказывается выше мужчины, потому что становится отражением самых возвышенных и чистых качеств человека.

Женщина – это энергия, в которой так нуждается мужчина. Наполненную энергией женщину часто сравнивают с водой, и тогда мужчина говорит: «Я жажду ее!».

Привлекает внимание строение слова «она», которое состоит из двух частей: -он и -на. Он, мужчина, который есть в каждой женщине и рождается от женщины и на, как отражение способа взаимодействия женщины с мужчиной – способность женщины давать, дарить и питать (как в прямом смысле – кормление, приготовление пищи, так и в духовном – отдавание своей энергии, подпитка, эмоциональная поддержка мужчины).

В даосской философии мужское и женское объединены. Знак Инь и Ян – это черно-белый круг, состоящий из перехода двух начал - мужского и женского. Инь – женский принцип материи. Он характеризуется как влажный, темный, пассивный, мягкий, уступчивый и интуитивный, ассоциируется с землей, долиной, деревьями и цветами, лунными животными и птицами. В бинарной (поляной) классификации символизирует север, тьму, смерть, землю, луну, четные числа.

Ян – мужской принцип. Характеризуется как сухой, яркий, активный, твердый, несгибаемый, рациональный, ассоциируется с небом, горами, солнечными животными и птицами. В бинарной классификации приравнивается к югу, свету, жизни, небу, солнцу, нечетным числам.

Однако символ «Инь-Ян» подразумевает, что каждая разделенная половина содержит семя другой, потому что даже в самом чистом свете есть определенный элемент тьмы, и наоборот. Поэтому в центре каждой половинки изображается маленький кружок, окрашенный в противоположный цвет: черный на белом фоне и белый – на черном.

Мужское и женское начало в человеке пытался понять и описать К.Г.Юнг. Он выделил такие архетипические элементы личности как Анима и Анимус, где Анима у мужчин имеет обычно феминическое, а Анимус у женщин - маскулинистическое содержание. По Юнгу, каждый мужчина, в глубине своей души, в своем бессознательном – женщина, а каждая женщина – мужчина.

Анимус – мужское начало, символизирует целеустремленность, настойчивость, способность бороться и добиваться цели.

В культуре яркое проявление Анимуса – это архетип Героя. В славянских сказках им является Богатырь. Само слово «богатырь» намекает нам, что герой «тырит», берет что-то у Бога или даже самого Бога в его силе, власти и победе над злом.

Анимус характеризуется четырьмя ступенями развития:

  1. Красавец-супермен воплощает красоту, физическую мощь мужчины, значимость тела и силы. В мифологии ему соответствует Аполлон.
  2. Герой-романтик. К внешней стороне добавляется духовное содержание и перед нами романтический герой, подобный Байрону, благородный разбойник, сыщик, отважный путешественник. В мифологии это Эрос, Купидон и Арес.
  3. Успешный бизнесмен. Это богатый и удачливый в делах мужчина, такой Анимус проецируется на видных общественных деятелей, бизнесменов, писателей и проповедников. В мифологии - Зевс и Посейдон.
  4. Учитель. Последняя стадия представлена фигурой мудрого учителя, советчика, духовного руководителя. В мифологии – Аид.

Анима – женское начало, способность содержать в себе. Это эмоциональность, душевность, чувствительность, мудрость.

Во многих культурах и народах существует архетип Первозданной Женщины. По испански она зовется Rio Abajo Rio – «река под рекой», Mujer Grande – «Великая Женщина», Luz del abismo – «свет из бездны». В Мексике она - La Loba (женщина-волчица) и La Huesera (костяная женщина). В Венгрии ее называют O Erdoben – «Та, что в лесах».

Первозданная женщина, по мнению Клариссы Пинкола Эстес приносит нам целый мешок с лекарствами. Она держит при себе все, что может понадобиться женщине, все, что женщина должна знать. У нее есть снадобья от любых болезней. Она наполнена историями и сновидениями, словами и песнями, знаками и символами. Когда Первозданная Женщина становится союзницей и учителем, женщина начинает видеть не парой глаз, а многоокой интуицией.

Анима - это способность принимать, умение пользоваться интуицией. Интуиция – особый род знаний, возможность доступа к глубинному, спрятанному и накопленному предыдущими поколениями опыту. Другими словами, это доступ к коллективному бессознательному, который наиболее развит у женщин.

Юнг пишет: «Женщина для мужчины есть источник информации о вещах, недоступных мужчине. Интуиция женщины может предостеречь мужчину в нужный момент, а ее чувство, ориентированное на личностное начало – указывает возможные другие пути».

Быть может, в результате конкуренции с женщиной и последующего обесценивания именно таких ее способностей и исконно женских качеств женщины-ведуньи преследовались инквизицией и сжигались на кострах Европы. К ведьмам относили жриц и служителей языческих культов, жрецы и божества которых низводились в христианском мировоззрении до уровня нечистой силы. Так мужчины боролись с остатками матриархата в культуре.

Ведь страх перед ведьмами – это страх перед женщиной, перед ее силой и властью, страх перед матерью, который живет в каждом мужчине. Мужчина, мальчик, неизбежно переживая фрустрацию в наиболее ранних отношениях с матерью, боится своих желаний, направленных на мать. Отсюда страх перед сексуальностью женщины, перед ее таинственностью, любовными чарами и колдовством.

Однако, слово «ведьма» происходит от «ведать, знать». Издавна люди связывали секрет женского обаяния с колдовством ведьм. Ведьма, это женщина, владеющая тайнами леса, знающая законы природы, жизни человека, животных и растений. И в сказках колдуньи помогают своим героиням обрести женственность и сексуальность. Вспомните сказку о Русалочке. Колдовство ведьмы позволило Русалочке ходить и обрести ноги, (а соответственно и женские половые органы) и завоевать любовь прекрасного принца. В народных песнях и сказаниях сексуальную, обвораживающую женщину часто называли колдуньей. Мужчины стремились к такой женщине и одновременно, боялись ее. Ее возвеличивали и проклинали.

В «Символах трансформации» Юнг установил, что древние воспринимали женщину как Еву, Елену, Софию или Марию, что соответствует импульсивному, эмоциональному, интеллектуальному и моральному аспектам.

Наиболее привлекательны для мужчин женщины, проекция Анимы которых содержит в себе 4 основные женские ипостаси или в которой гармонично сочетаются 4 формы проявления Анимы:

  1. женщина-Девочка (стихия вода – игривая и быстрая, шаловливая и завораживающая одновременно), ее отличает неспособность к рефлексии, моральным размышлениям, стремление только к чувствам и переживаниям. В мифологии – Ева, затем Персефона и Кора.
  2. женщина-Любовница (стихия огонь, символизирующий эротику и страсть), олицетворяющая красоту и эротическую привлекательность, страстную романтическую любовь. Такая любовь слепа и не думает о последствиях, она способна на жертвенность и не лишена духовности. В мифологии это Афродита и Венера. Сюда же можно отнести образы Изольды, Джульетты, Елены Троянской.
  3. женщина-Мать, женщина-хозяйка (стихия земля, означающая плодородие). Она соответствует Деве Марии, плодотворящей любви, поднимающей эрос до высот духовности. Воплощенная в женщине одновременно Мать и Дева - заботливая, любящая, прекрасная, духовно богатая, в древнегреческой мифологии – это богиня Деметра.
  4. женщина-Королева (стихия воздух, дающая знания и мудрость), в мифологии это Афина и София, премудрость Божия. Образ Мудрости прекрасно описан в православии.

Героиня художественного фильма «Малена» обладала такими женскими качествами сполна, за что была так нелюбима женщинами и преследуема мужчинами.

Таким образом, исследовав представления о мужском и женском в разные времена и в разных культурах, можно заметить тенденции идеализации, поклонения, а затем обесценивания значимости мужского и женского начал. Наблюдается движение от матриархата, патриархата, феминистических явлений и до современного равнозначного отношения к мужскому и женскому проявлению в концепции гендерной философии. Понимание и принятие равноценности мужского и женского начал особенно необходимо для гармоничного развития и становления личности человека.

В каждом человеке есть мужская и женская части, которые периодически находятся в противоречии, а иногда, толкают человека к поиску гармонии и целостности. В кататимно-имагинативной психотерапии (символдрама) разработаны мотивы, позволяющие увидеть, как на бессознательном уровне представлены Анима и Анимус. Прежде всего, это мотивы «Сосуд» и «Меч». В зависимости от того, какими они представляются человеку можно диагностически определить бессознательные желания и ожидания от противоположного пола, внутренние тенденции и противоречия в поло-ролевой сфере.

Найти в себе героя и таким символическим образом подпитать и укрепить свою мускулинность мужчинам помогает мотив «Путь героя», в котором пациенту как в сказке предлагается почувствовать себя былинным богатырем, купить жеребенка и вырастить из него богатырского коня, затем найти свой меч и сразиться с Драконом, спасая царевну.

Проработать у женщины неуверенность в своей привлекательности, неудачи в любви, излишнюю мускулинность, неумение пользоваться своей интуицией, подавление сексуальности помогает мотив «Ведьма». Мотив дает возможность прочувствовать женщине все 4 основные женские архетипические составляющие. Помните, ведьма может превратиться в молоденькую девушку, а может обернуться сексуальной красавицей. Ведьма готовит зелья и властвует над миром природы. Таким образом, мотив позволяет женщине ощутить свою потентность, автономность, самостоятельность, силу и привлекательность. Ведьма символизирует глубокую женскую мудрость и наполняющую духовность. Женская мудрость отличается от холодного мужского рационализма. Это мудрость особого рода, включающая творческое созидательное начало и вселенское единство.

Возможность безопасного и одновременно глубинного архетипического доступа к исконно женскому образу в мотиве «Ведьма» помогает использовать его в психотерапии психосоматических нарушений и сексуальных расстройств у женщин.

Таким образом, герои из народных преданий и сказок, а также архетипические символы помогают современному человеку восполнить свои ресурсы и оказывают эффективную психотерапевтическую помощь.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Иллюстрированная история суеверий и волшебства. Од древности до наших дней/Сост. Д-р Леманн.-К.:Из-во «Украина», 1991.
  2. Болен Джин Шинода Богини в каждой женщине. Новая психология женщины. Архетипы богинь. М.: ИД "София", 2005.
  3. Болен Джин Шинода Боги в каждом мужчине. Архетипы, управляющие жизнью мужчин. М.: ИД "София", 2005.
  4. Дипак Чопра Путь к любви. Обновление любви и силы духа в вашей жизни. «София», 2008.
  5. Кларисса Пинкола Эстес Бегущая с волками. Женский архетип в мифах и сказаниях. «София», 2008.
  6. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я.Л. Обухова. М.: “Эйдос” 1996.
  7. Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Харьков: «Регион-информ», 1999.
  8. Полная энциклопедия символов. Составитель В.М.Рошаль, издательство «Сова», М.С-П, 2005.
  9. Уайли Джеймс В поисках фаллоса. Приап и Инфляция мужского. С-П.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008.
  10. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов. Минск: Харвест, 2004.
Рейтинг@Mail.ru
здесь на сайте tracking cell phones with gps найти человека ссылка spy camera mobile spy iphone 3gs how to receive your boyfriends text messages блог о препарате дженерик сиалис Блог sitemap