Зрелое родительство. Возможно ли этому научиться?

 

Беременность длится долго, целых десять лунных месяцев. А время пролетает незаметно. И для большинства беременных женщин роды наступают весьма неожиданно. С каким же багажом, с какими мыслями подходит беременная женщина и ее партнер к моменту родов своего первого и зачастую единственного ребёнка? Попробуем разобраться повнимательнее с этим вопросом.

Мы не должны забывать, что именно родительство, является одним из важнейших этапов жизни человека, приходящимся на возрастной период взрослости. Родительство во многих культурах, так или иначе, связано с понятием зрелость. Кроме того, становясь родителем, человек проходит определенный этап развития своей личности. Э. Фромм видел в родительстве возможность реализации способности любить и партнера, и ребенка. Г. Крайг считает родительство высшей фазой как в индивидуальном развитии отца и матери, так и в развитии пары в целом — развитии интимности с близким человеком.

Удивительный период в жизни женщины – период беременности, время ожидания появления ребенка на свет. Она чувствует, что с ее телом и душой происходят огромные изменения: они могут показаться ей неожиданными и пугающими. Вместе с тем, это период прилива психофизиологических сил, которые могут и должны быть направлены на рождение здорового ребенка и личностное взросление самой женщины – будущей матери. Женщина может не понимать, что в это время ее ребенок помогает ей узнать и понять себя, он учит ее любить и быть счастливой.

Рождение ребенка является для женщины глубоко проникающим, нередко психотравмирующим событием, относящимся к числу самых серьезных испытаний и отражающимся на эмоциональных потребностях и поведении. Сможет ли женщина быть счастлива в материнстве? Многим будущим мамам необходима помощь и поддержка в эти месяцы – месяцы сомнений, опасений, нежности и восторга.

Но именно этот период – период беременности – определяет здоровье, склонности и успешность ребенка, его взаимоотношения с матерью и отцом, во многом влияет на течение родов и послеродовой период. Поэтому именно в этот период беременной женщине необходимы внимание и помощь.

Психоаналитики утверждают, что по характеру течения беременности, особенностям протекания родов, а также закономерностям развития ребенка в первый год жизни можно предугадать уникальную и неповторимую траекторию жизни будущего взрослого человека.

В настоящее время, благодаря наблюдениям с помощью электронных микроскопов, ультразвуковой аппаратуры, эндоскопии ученые могут утверждать, что в первые недели после зачатия устанавливается духовная связь между матерью и младенцем. Завязываются первые взаимоотношения между матерью и ребенком, так как даже зародыш участвует во всем, что происходит с матерью. Эмоции, испытываемые матерью, испытывает и плод, так как плацентарный барьер пропускает выделяемые при этом эндорфины и катехоламины.

Можно назвать плод социальным существом, ведь он чувствует и может реагировать. Конечно, его восприятие отличается от более позднего восприятия человека. Но он своеобразно чувствует, хотят ли его родители и ждут ли его с любовью. Одно несомненно: все эти ранние, еще в утробе матери, переживания отражаются на дальнейшей жизни человека.

То, что восприятие звуков и человеческого голоса возможно задолго до рождения, подтверждается данными исследований психического развития недоношенных детей. Ещё в 1965 г. ученые доказали, что даже родившиеся на пятом месяце беременности недоношенные дети уже способны воспринимать и выделять голос матери. При помощи голоса мать сообщает младенцу что-то о себе, а также о самом ребенке, закладывая тем самым предпосылку для нормального развития его психических структур. По мнению современных французских психоаналитиков, при освоении ребенком первых артикуляций языка голос матери может содействовать связанному с развитием речи интеллектуальному развитию.

Плод интенсивно реагирует и на музыку. Немецкий психоаналитик Людвиг Янус показывает, что предпочтение явно отдается произведениям Моцарта и Вивальди, а против «угрожающей» рокмузыки наблюдается активный протест. На громкие звуки плод реагирует усилением частоты пульса. Похожая реакция наблюдается при сильном эмоциональном волнении матери. Стрессовые гормоны матери передаются через плаценту плоду.

Людвиг Янус приводит данные, что если мать во время беременности слушает музыку, дети в последующем обладают значительно лучшими музыкальными и лингвистическими способностями.

Младенец узнает песни, которые он слышал еще в утробе матери. Л. Янус рассказывает о матери, которая училась во время беременности играть на флейте. После рождения ребенок успокаивался, когда мать играла ему на флейте. Причем этот эффект наблюдался только при игре матери, которая была знакома ребенку еще до рождения, а не при игре виртуоза флейты Франса Брюггена.

Эмоции и телесные ощущения, испытываемые плодом внутриутробно и в родах, остаются в его подсознании и в дальнейшем влияют на его развитие и на нервно-психические особенности. При нормально протекающей беременности (желанный ребенок) плод находится в состоянии комфорта и безопасности. Роды являются для ребенка сильнейшей и физической, и психической травмой, сопровождающейся угрозой жизни. Ужас, испытываемый рождающимися, и переживание с первых секунд существования чувства враждебности мира формируют «базальную тревогу», уровень которой в дальнейшем детерминирует поступки человека.

После родов начинается процесс адаптации ребенка к новым условиям. Если в родах ребенок может получить и, как правило, получает острую психологическую травму, то при неправильном отношении к нему в последующий период младенец может попасть в хроническую психотравмирующую ситуацию. В результате возможны нарушения процесса адаптации, отклонения и задержки психомоторного развития.

Нарушение контакта матери и ребенка могут проявляться как в расстройствах пищевого поведения, пищеварения, в кожных аллергических реакциях, повышенном аппетите, часто сопровождающимся расстройствами стула или пищеварения.

Период младенчества и раннего детства — самый важный период в формировании психики ребенка. Это период, когда ребенок в максимальной степени зависит от отношения и оценок своих родителей, поэтому задача специалистов помочь будущим родителям спрогнозировать последствия тех или иных способов взаимодействия с ребенком на развитие его характера и стереотипов поведения, показать возможность позитивных способов взаимодействия с ребенком в соответствии с его возрастными потребностями и возможностями.

Очевидно, что рождение ребенка—это уникальная возможность преодолеть конечность существования, продлиться в своем ребенке. В то же время течение, исход родов и состояние здоровья ребенка даже при самой лучшей подготовке и осознанном выборе роддома, могут разочаровать. Беременные могут испытывать страх перед неудачными родами или страх за здоровье и жизнь ребенка, особенно, если в анамнезе у них уже был неудачный опыт.

Анализ переживаний, страхов и радости женщины выходит за пределы профессиональной компетенции врача-гинеколога. Нередко в ответ на высказываемые опасения и тревогу женщина слышит, что у всех бывают подобные переживания. Домашние также далеко не всегда готовы выслушать ее и оказать эмоциональную поддержку без осуждения или навязчивых советов. Поэтому в последнее время стали востребованы и актуальны центры подготовки беременных к предстоящим родам. Как правило, это работа комплексная, включающая в себя лекционные и практические занятия с акушером-гинекологом, педиатром, психологическую подготовку к родам в групповой и индивидуальной форме и физические занятия с инструктором ЛФК.

Особенное внимание к внутреннему миру женщины, возможность для нее быть услышанной, поделиться в группе своими переживаниями, чрезвычайно важны, происходит ли это в форме беседы на занятиях с врачом, сеансе арт-терапии и музыкотерапии или обсуждения ролевой игры. Акцент на значимости внутреннего мира каждого человека содействует воспитанию в будущих родителях интереса и внимания к личности будущего ребенка.

Психотерапевтическая работа ожидающей ребенка пары через проговаривание, рисование, использование суггестивных методов, работы с активным воображением позволяет справиться с переживаниями о предстоящих родах, особенно, если имел место предыдущий неудачный опыт.

Все формы работы с беременной женщиной направлены на повышение уверенности в себе и в своих силах и на улучшение ее взаимопонимания с ребенком. Само по себе общение в группе, способствует раскрытию членов группы и снижению их тревожности.

Психологическая помощь беременным женщинам направлена на актуализацию и осознание ими радости материнства, собственной женственности, которые согласуются с более широкими представлениями о своей личности, нахождением способов ее проявления в контактах с внешней средой, а также свободным выбором и принятием ответственности за их реализацию.

В работе с беременными и их партнерами применяются самые разнообразные психотерапевтические техники: от телесноориентированного экспрессивного изображения в танце, семейной терапии, игровой терапии, песочной терапии, арт-терапии, музыкотерапии, символдрамы, психодрамы, аутотренинга и до психосинтеза. Хорошие результаты достигаются при ведении беременной пиктографического дневника (зарисовывание эмоциональных переживаний), работе со снами и освоении методик релаксации и медитации.

Первый язык общения мамы с ребенком — невербальный. Через телесный контакт, взгляды, мимику, интонации мама передает ребенку свое отношение и он узнает о том, что он любим. У мамы, не владеющей языком чувств, даже при самом хорошем уходе, ребенок испытывает дефицит эмоционального общения. Поэтому чрезвычайно важно дать мамам почувствовать в практических упражнениях язык невербального контакта. Этому служат телесноориентированные техники, тренинг навыков невербального общения, ролевые игры. На протяжении всех занятий в группе будущие родители учатся проявлять и высказывать любые чувства, даже самые противоречивые, в том числе социально неодобряемые, посредством слов, движений (в танцтерапии), в рисунках, голосом (в пении), в звуке (с помощью музыкальных инструментов). Вспомним, как часто нам в детстве запрещалось выражать те или иные чувства.

Особенно эффективным в работе с парами выявился метод свободного рисования, позволяющий рисующему человеку выразить себя и исключающий какие-либо интерпретации изображения со стороны психотерапевта, разработанный американским арттерапевтом Натали Роджерс.

Необходимость включения в работу с будущими родителями занятий свободным (спонтанным) рисованием следует, прежде всего из понимания творческой природы самого родительства, взаимоотношений родителя и ребенка. Основная характеристика ребенка — его способность к развитию. Маме приходится быть гибкой и отзывчивой по отношению к быстро меняющимся потребностям, возможностям и интересам ребенка. Чтобы поддержать природную любознательность малыша, ей необходимо вместе с ним восхищаться и удивляться тому, что казалось привычным. В какой-то мере ей надо открыть ребенка в самой себе. Занятия «спонтанным рисованием» как нельзя лучше помогают это сделать.

Особое внимание должно быть уделено формированию у будущей матери доверия к своему телу, что важно как для принятия женщиной изменений, происходящих в теле в период беременности и после родов, так и для гармоничного протекания самих родов. В дальнейшем, ориентация мамы на внутренние опоры будет способствовать ее уверенности в отношениях с ребенком, развитию материнской интуиции.

Телесно-ориентированные упражнения, используемые в тренингах по подготовке к родам, активизируют окислительные процессы в тканях, а это ведет к более интенсивной работе органов дыхания. Одновременно улучшается снабжение кислородом всех органов. Многочисленные наблюдения убедили врачей в том, что систематические занятия гимнастикой при беременности нормализуют, стабилизируют функциональные системы матери, обеспечивают благополучное развитие плода, повышают защитные силы организма, адаптируют его к физическим нагрузкам в родах.

Под влиянием многократно повторяющейся мышечной работы организм приобретает способность к более быстрой и полной мобилизации ресурсов и их экономному использованию в момент предъявления к нему высоких требований. С этой точки зрения телесно-ориентированные упражнения во время беременности рассматривается как одно из мероприятий по предупреждению осложнений беременности, родов и, что немало важно – послеродового периода.

Телесно-ориентированные упражнения сочетаются с элементами аутогенной тренировки и техник энергизирующего дыхания. Цель аутогенной тренировки – привести основные системы организма в состояние мобилизации и эффективного выполнения "приказа" согласно волевому желанию. Аутотренинг во время беременности готовит эмоциональное состояние женщин к выполнению главной функции организма в родах – активной деятельности матки.

Занятия с беременными способствуют формированию открытой позиции в отношении родов, готовности принять свое материнство и своего ребенка такими, какими они будут, что включает в себя и избавление от ожиданий, как радужных, так и кошмарных. Хорошо подготовленная женщина идет на роды не с установкой «скорее бы это закончилось», а с желанием прожить опыт родов как момент экзистенциальной истины, открытая для принятия радости и боли познания, сопутствующих материнству.

Особое внимание уделяется работе с болью в родах. Это и устранение страха перед родами и формированию навыков взаимодействия с болью. В результате подготовки некоторые женщины могут идти навстречу болевым ощущениям, принимая конструктивный характер родовых болей — сигналов о нормальном течении родов, переживать их как совместный с ребенком опыт рождения, а часть женщин использует различные техники отвлечения: точечный массаж, дыхание, позы и т.п.

Цель психологической работы с будущими родителями — содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Несмотря на то, что запрос большинства будущих матерей к психологу состоит в подготовке к родам и формулируется как обучение техникам дыхания, обезболивания, снятие страха перед родами и т.п.,в конечном итоге такая комплексная подготовка приводит к укреплению у родителей доверия к себе самим как к «достаточно хорошим родителям» , к развитию интереса к ребенку, формированию средств взаимодействия с ним, а также к пониманию возможностей получения поддержки от социальных структур, которыми они могут воспользоваться в процессе рождения, ухода за ребенком и его воспитания.

Важно, чтобы работа с родителями в этом направлении была продолжена после рождения ребенка, тема воспитания становится актуальной для мам и пап с началом кризиса первого года, то есть приблизительно к девятому месяцу жизни ребенка.

Тренинговые занятия мобилизует физические и психические силы женщины для благополучного течения беременности и хорошего исхода родов. Каждое занятие условно разделено на две части. После информационной лекционной части решаются психологические задачи, а далее следует психофизиологическая подготовка женщины к продуктивному течению беременности и безболезненным родам.

Тренинг рассчитан на семейную пару, готовящуюся к рождению ребенка; помогает адаптироваться женщине к собственной беременности, подготовить тело и психику к будущим родам, освободиться от страхов воспитания малыша, глубже осмыслить взаимоотношения в паре, пережить состояние равной ответственности за психофизическое здоровье будущего человека, а также раскрыться отцовскому и материнскому чувству в совместном переживании беременности и родов. Наиболее эффективна частота встреч раз в неделю.

Одна из важных задач тренинга - научение быть самим собой в любых кризисных ситуациях. Партнер, которого женщина изберет для работы в тренинге, может быть, не только биологическим отцом будущего ребенка, но и любым значимым человеком, тем, с кем женщина хочет разделить тайну Вынашивания, Рождения и Воспитания нового Человека (мама, сестра, друг, брат и т.д.).

Напоследок, хотелось бы обратиться ко всем будущим мамам и папам:

Дорогие мамы! Оставив позади двери роддома, помните, что вашему младенцу, в первую очередь, нужны заботливый уход, тепло, понимание и любовь.

Природа наделила матерей поразительными способностями чувствовать и понимать своих детей. Поэтому ищите поддержку в ваших ощущениях, доверяйте интуиции и развивайте искусство отношений с маленьким существом, для которого сейчас нет никого ближе вас.

Дорогие папы! Готовность будущего отца прислушаться и пойти навстречу желаниям жены создает самую благоприятную атмосферу в доме. Проводите вместе время за занятиями, доставляющими удовольствие вам обоим и часть времени за такими, которые доставляют удовольствие или просто необходимы будущей маме: прогулки, прослушивание музыки (в живом исполнении или записи), посещение выставок, чтение книг (сказок, например), визиты к хорошим друзьям и т.п. Если ваше время заполнено до предела, постарайтесь все-таки изменить свое расписание так, чтобы как можно чаще отдыхать вместе.

Сколько бы вы ни прочли книг, и даже, если у вас уже есть опыт рождения ребенка, живое общение с компетентными специалистами и другими парами, ожидающими ребенка, может оказаться очень полезным для вас.

Собираясь на курсы для будущих родителей, подробно расспросите о квалификации персонала, опыте работы, полноте представляемой информации и услуг как до, так и во время и после родов, о возможности участия в занятиях отца, поговорите с родителями, которые прошли подготовку до вас.

Никогда не «примеряйте» на себя чужие истории и переживания. Не поддавайтесь влиянию людей с негативным опытом, не разрешайте им запугивать вас рассказами о том, как тяжело проходили их роды. Каждые роды совершенно уникальное, неповторимое событие. И запомните, главное в родах - не бояться!

А самое главное - надо настроиться на то, что все будет хорошо! Благополучный исход родов очень сильно зависит от вашего положительного настроя, уверенности в собственных силах, готовности к появлению ребенка.

Рейтинг@Mail.ru
здесь на сайте tracking cell phones with gps найти человека ссылка spy camera mobile spy iphone 3gs how to receive your boyfriends text messages блог о препарате дженерик сиалис Блог sitemap