Димитрова Снежана Ростиславовна

психолог, психотерапевт, доцент МОКПО, руководитель секции символдрамы Винницкого филиала Украинского Союза Психотерапевтов, руководитель Винницкого региона МОО СРС, руководитель Винницкой образовательной программы по символдраме

«В моем понимании психотерапия – это прежде всего возможность: возможность впустить изменения в свою жизнь, возможность улучшить качество своей жизни и самое главное – возможность стать автором своей жизни уже сегодня и сейчас»

АФОРИЗМ ДНЯ

 

Доброго времени суток! Я рада Вас приветствовать на моем сайте!

Проработав 13 лет в Центре семейного консультирования и психотерапевтической коррекции на базе 16 отделения Винницкой психо-неврологической больницы им.акад.А.И.Ющенка и получив несколько психотерапевтических образований, я научилась помогать людям в их 3-х основных сферах:

  •         Отношения с родителями.
  •    Отношения с мужчинами/женщинами
  •    Отношения с детьми
  1.            За годы работы в частной практике я стала специалистом в области женско-мужских отношений и создала несколько авторских тренингов «Анатомия любви», « Секреты счастливых отношений» и «Возвращение женственности», которые помогли не одной сотне женщин устроить свою личную жизнь. Сейчас эти тренинги доступны для прохождения в рамках вашей индивидуальной терапии.
  2.              Кроме этого я занимаюсь обучением психотерапии по методу символдрамы для психологов, педагогов и врачей в рамках международного проекта и являюсь доцентом МОКПО. Подробнее об этом :  http://symboldrama.org/obuchenie и http://symboldrama.ru.

На моем сайте Вы увидите массу полезной информации в виде статей, книг и видеоматериалов. Надеюсь, это поможет Вам получить ответы на свои вопросы. Помните, эффективность такого саморазвития достигает 5% от возможных 100%! Самый лучший и стойкий результат получают те, кто работает над собой в личной психотерапии с психологом-психотерапевтом.

Итак, если Вы хотите:

- изменить свою жизнь к лучшему

- решить свои проблемы, от которых страдает качество Вашей жизни,

- устроить свою личную жизнь и создать семью

- наладить отношения с детьми и родителями

Звоните и записывайтесь на индивидуальную консультацию по телефону:

(097) 333-08-83

Кроме этого, для жителей других регионов, есть возможность психотерапии по скайпу. Пишите на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. и записывайтесь на первую консультацию.

 

 

СЕМИНАРЫ В ВИННИЦЕ

О значении наблюдения за младенцами в психоаналитической подготовке психотерапевтов по методу символдрамы

по материалам международной конференции в Ялте 2012 г.

 

1287382706 chto znachit byt xoroshej materyuС.Р. Димитрова, доцент МОО СРС и КИП,

психолог-психотерапевт областного центра семейного

консультирования и  психотерапевтической коррекции,

Украина, г. Винница

«Слушание грудного ребенка пробуждает все чувства психоаналитика и заставляет их резонировать в тишине его внутреннего «Я».

Такое пробуждение и включение всех чувств должно предшествовать любому суждению, но оно не должно препятствовать работе воображения.

Только раскрепощенное воображение позволяет перевести на обычный язык поначалу непонятные сигналы, услышанные врачом

(то же самое происходит и на первых занятиях психоаналитика со взрослыми, или когда стараются разгадать детский рисунок или рассказанный сон)».

КАРОЛИН ЭЛЬЯЧЕФФ

Вступление

Наверное, вы также как и я, часто сталкивались с тем, что психологи, начавшие обучение символдраме, боятся начинать практику. Для этого находится масса отговорок: «не все еще знаю», «боюсь навредить пациенту», «не все книги еще прочитал» и т.д. и т.п. И кроме личностных особенностей и страхов, мешающих начать работать практически, я вижу, что проблема начинающих символдраматистов заключается еще и в том, что они зачастую не имеют сформированного четкого психоаналитического понимания психических процессов и это тормозит их работу. И несмотря на то, что в программе подготовки обучения символдраме есть достаточно большой психоаналитический блок, который с каждым годом становится все объемнее, он тем не менее, как мне кажется не вполне выполняет задачи формирования психоаналитического мышления. Эту задачу может выполнить собственная терапия, работа в супервизионной группе, а также на мой взгляд наблюдение за младенцами по методу Эстер Бик. Говорю об этом, опираюсь на свой собственный опыт участия в группе наблюдателей под руководством тренинг-аналитика Международной психоаналитической ассоциации Папсуевой Ольги Васильевны, г.Москва. Уже 2-ой год участвую в этой программе и вижу результаты, которые положительно влияют на качество моей работы как психотерапевта и как преподавателя в символдраматическом проекте.

Мы с вами знаем, как можно интерпретировать холодную или мутную воду в ручье, некомфортный луг, шершавое неприятное дерево, но иногда можем испытывать затруднения как наполнить это конкретным переживанием. И участие в группе наблюдений за младенцами очень хорошо выполняет эту задачу. В первые годы обучения основам символдрамы у меня и думаю что и у вас возникали вопросы, так ли это на самом деле? Действительно ли проблемный источник и высушенный луг означает нарушения в отношениях с матерью на первом году жизни?  Но авторитет Лейнера и наших преподавателей делал свое дело. И вот мы уже лихо интерпретируем образы, опираясь при этом на разные теории и чужой опыт. К сожалению это приводит к использованию расхожих клише и стандартных интерпретаций, которые я часто слышу на супервизионных группах.

Работая с протоколами наблюдений за младенцами в группе у меня иногда невольно возникали образы и ассоциации, подобные символдраматическим мотивам, отражающие характер и стиль этих ранних отношений между матерью и ребенком и это навело меня на мысль о том, как можно использовать этот метод в рамках обучения символдраме. Об этом несколько позже, а сейчас несколько слов об истории метода наблюдений за младенцами.

Из истории:

Наблюдение за младенцами стало частью курса обучения  психотерапевтов в клинике Тэвисток с 1948 года, разработанного Эстер Бик. С 1960 года наблюдение за младенцами входит в  современную британскую программу обучения психотерапевтов и кандидатов в Институте психоанализа в Лондоне.

Цели наблюдения за младенцами:

  •         возможность наблюдать за развитием ребенка практически с самого рождения в его домашнем окружении
  •         выяснить, как отношения между матерью и ребенком зарождаются и развиваются
  •  улучшить понимание невербального поведения и игры ребенка, а также поведение ребенка, который не разговаривает и не играет.
  •     глубже понять младенческие переживания более старших детей- пациентов, и те ощущения, которые они испытали и от которых еще не слишком далеко ушли.

Теперь собственно о сути метода.

Как проходит наблюдение:

В семью с младенцем приходит наблюдатель 1 раз в неделю на 1 час в течение первых 2-х лет жизни ребенка.

Он фиксирует в своей памяти особенности взаимоотношений ребенка и членов его семьи, и позже делает запись в протокол наблюдения.

В протоколе наблюдатель стремится запечатлеть свой взгляд как свидетеля взаимодействия матери и ребенка, без опоры на какие-либо теоретические концепции.

Протокол наблюдения зачитывается и обсуждается 1 раз в неделю на учебной группе наблюдателей под руководством психоаналитика прошедшего эту программу ранее. Он является основой для развития ассоциативного и психоаналитического мышления участников группы.

Роль наблюдателя в семье

Наблюдатель ощущает себя в достаточной мере членом семьи, чтобы разделять ее эмоциональные переживания, но при этом не берет на себя роль советчика или выразителя одобрения или неодобрения.

Наблюдатель создает определенную степень отстранения от всего происходящего в семье, чтобы занять такое положение, которое будет вносить как можно меньше искажения в жизнь семьи.

Необходимо позволить родителям, особенно матери, ввести наблюдателя  в ее домашний уклад.

С точки зрения психоанализа наблюдатель в семье:

·        Принимает на себя проекции членов семьи и в особенности матери и ребенка.

·        Становится частью материнского окружения (мать как среда) по Винникотту

·        Является контейнером для тревог и переживаний матери.

·  Своим присутствием подпитывает необходимый материнский нарциссизм, усиливая важность и значимость материнской роли в семье.

·      Проявляя искреннюю заинтересованность в жизни и развитии ребенка, способствует формированию позитивных отношений в диаде мать-дитя.

Полученные результаты

В результате обучения через наблюдение за младенцами Будущие психотерапевты:

1.     Учатся терпимо и с пониманием относиться к тому, как матери заботятся о своих детях и находят свои собственные решения.

2.     Приучаются отбрасывать стереотипные понятия о том, что правильно и что неправильно в обращении с ребенком.

3.     Становятся более гибкими в отношении принципов ухода за младенцем.

4.     Обнаруживают уникальность каждой пары и то, как каждый малыш развивается своим темпом и устанавливает с матерью свои собственные отношения.

5.     Появляется возможность увидеть разные поведенческие модели отношений в семье, а также их изменения.

В результате анализа протоколов психотерапевт:

1.     Учится улавливать и описывать контекст происходящего в семье.

2.     Отслеживает свои контрпереносные чувства, реакции и переживания.

3.     Исследует проекции членов семьи и свою склонность собирать именно такие проекции.

4.     Учится понимать собственные трудности и конфликты в связи с проекциями членов семьи.

5.     Обнаруживает свои идентификации и желания.

6.     Учится контейнировать тяжелые чувства матери и ребенка.

7.     Имеет возможность увидеть формирование психики конкретного ребенка, а также те или иные теории раннего развития на практических примерах своих коллег.

8.     Изучение младенческих переживаний помогает в дальнейшем эффективнее работать с подростками и взрослыми и их ранними защитами.

9.     Нарабатывается навык выдерживания натиска проекций и тяжелых чувств.

Сейчас я хочу зачитать вам отрывок из одного наблюдения. И прошу вас позволить появиться каким-либо образам в воображении в ответ на описанное взаимодействие матери и ребенка. На что это похоже, чему это подобно?

Для того, чтобы абстрактные теории наполнились конкретными примерами и переживаниями, а также стали ближе и понятнее мне видится хорошим дополнением к изучению психоанализа в рамках символдраматического обучения введение курса по наблюдению за младенцами по методу Эстер Бик .

Выводы: Что это может дать нашим символдраматистам?

1.     Участвуя в группе наблюдений за младенцами, открывается уникальная возможность увидеть и сравнить 2 позиции: позицию психотерапевта, конструирующего по образам пациента его отношения с матерью, и позицию наблюдателя, видящего это своими глазами в реальности.

2.     Переживания наблюдателя взаимодействий матери и младенца имеет сходство с переживаниями психотерапевта в своем кабинете, наблюдающего разворачивание символизируемых объектных отношений. (На этом сходство заканчивается, т.к. есть одно очень важное отличие – наблюдатель пассивен и не предпринимает никаких терапевтических интервенций).

3.     Сформированный навык неактивного наблюдателя помогает психотерапевту видеть и понимать важные нюансы своего поведения и поведения пациента.

4.     Развивается умение контейнировать трудные чувства и переживания, а также «негативная» способность по Биону выносить неопределенность в ожидании «избранного факта».

5.     Работа с протоколами наблюдений дает возможность аналитически мыслить, научившись видеть за явным содержанием скрытое, бессознательное.

6.     Развивается навык лучше понимать и контролировать свой контрперенос.

 

Рейтинг@Mail.ru